среда, 17 марта 2010 г.

Кап-кап-кап…

    

   Ну, вот как всегда - как только появилась работа, и голова склонилась над зародышем статьи, которую еще редактировать и редактировать, сразу захотелось написать в блог. =) В одном ЖЖ увидела интересный вопрос – над какими фильмами и книгами вы плакали? А потом прямо в унисон еще и приятель стал вопрошать по аське – посоветуй, мол, дюже жалостливое кино. В итоге в очередной раз ощутила себя неимоверно черствой, ибо плакала по причине силы воздействия искусства весьма редко. =) 


    Как говаривал Овидий, есть некоторое наслаждение в слезах. Сразу хочу оговориться: как человек заведомо нервный, я никогда не читала и не смотрела произведений, в которых главными героями выступают животные, и финал которых печален. Так что «Белый Бим, Черное ухо» и прочие трагические вещи прошли стороной. Сделала исключение для романа Джона Грогэна «Марли и я», и то в конце пожалела об этом. Почему-то к животным всегда испытываешь куда большую жалость, чем к людям. Наверное, в случае с гомо сапиенсами легче абстрагироваться и внушить себе, что это всего лишь литературное произведение и не более того. Да и вообще - люди сами за себя в ответе. =)


   Над книгами плакала очень редко, скорее пускала скупую слезу. Мой слезоточивый книжный список выглядит приблизительно так.
• Почти довела до слез  набоковская «Камера обскура». Кто читал – тот поймет.
• Его же «Лолита». Не все из тех кто читал поймут, но кто поймет – молодец. ;-)
• «Бедные люди» Достоевского. Ну, думаю тут и без комментариев все ясно.
• Гоголевская «Шинель», из которой все мы, как вы помните, вышли. В общем и целом я Гоголя, признаться, не жалую, но эта вещь… Нет слов, есть слезы.
• Позор мне! Но – да, признаюсь публично: получается, что я до сих пор не читала произведений Кафки! Потому что когда впервые – еще на первом курсе универа - взяла в руки его книгу, решила сразу начать со знаменитого «Превращения». Мдя… Трижды бралась я за это произведение… И трижды захлопывала книгу в состоянии глубочайшей истерики. И напрасно куда более уравновешенные друзья пытались убедить меня, что гениальный писатель показывал всего лишь происходившие на тот момент в обществе катаклизмы… Так что с тех пор я с превеликим удовольствием прочитала переписку Кафки, собираюсь в скоро времени углубиться в его путевые заметки и дневники, а вот на художественные произведения по-прежнему поглядываю с некоторой опаской. 


   Кино… Ну тут тоже все нетривиально: над классическими слезовыжималками вроде «Титаника» мы с друзьями хохотали в голос. До сих пор когда случайно попадаю на сцену, где Ди Каприо, позванивая сосулькам, уходит под воду… В общем, и так все понятно. =) Но если задуматься о статистике, то почему-то большая часть слез пролита именно над фильмами – все-таки визуал я, визуал. Из самых сильнодействующих:
"Защита Лужина" с потрясающим Джоном Туртурро. И пусть над произведением Набокова надругались в худшем – голливудском - смысле этого слова, добавив в фильм никому не нужного мелодраматизма, а финал и вовсе, ничтоже сумняшеся, переписав, пока Туртурро в кадре, от него невозможно оторвать глаз! И – запаситесь на всякий случай носовыми платками. ;-)
"Грязная любовь" с Майклом Шином. Ох… Какой фильм! Первые минуты растерянно смотришь на экран, не зная, как в принципе реагировать на происходящее – шокирует, местами забавляет, и снова шокирует. Но потом… Просто сверхъестественная игра Майкла Шина – он вообще хорош в любом фильме - но здесь просто душу из зрителей вынимает, играет на разрыв аорты.Сидишь и не можешь найти себе места - с ума сводит беспомощность главного героя и то, что ты не в силах ему помочь.
• Поразительно, но почему-то в финале "Этой прекрасной жизни" Фрэнка Капра я разразилась бурными слезами, и было это просто восхитительно - этакий душевный катарсис.


6 комментариев:

  1. А как же - белый бим черное ухо?
    или Куда приводят мечты?
    Или от разочарования - Алиса в стране чудес?
    Или мультфильм Вверх

    или или... (блин не одной комедии нормальной вспомнить не могу) Полицейская академия??? от смеха??

    ОтветитьУдалить
  2. Отвечаю по порядку.
    Про "Бима" написала - читайте внимательнее. ;-)
    "Куда приводят мечты" - спецэффекты на уровне, и Робина Уильямса я обожаю, но до такой степени не пробирает. Как и "Вверх".
    Бертон не может разочаровать по определению. =)
    Слезы от смеха в данном посте не учитывались. :)

    ОтветитьУдалить
  3. Хм, а после "Лолиты" ты о Гумберте плакала или о девчонке? :)

    Фильм Капра гениален, категорически присоединяюсь!!! (Хотя сам не плакал и близко :) )

    P.S. >>гениальный писатель показывал всего лишь происходившие на тот момент в обществе катаклизмы…
    А какие там, в "Превращении" Кафки, сиюминутные, да еще и общественные катаклизмы??? Совершенно серьезно спрашиваю, ибо интересно очень! Видимо, ты и меня посчитала как "более уравновешенного друга", но я-то говорил совершенно иное :)
    P.P.S. Кстати, отдельное спасибо, что не стала читать ту книгу в магазине! :) Ибо тебе попалось просто великолепнейшее издание, которое потом я у тебя брал читать. И за это спасибо, да! :)

    ОтветитьУдалить
  4. Отвечаю по порядку. Насчет "Лолиты" - ну а сам-то как думаешь? ;-)))
    "Превращение" - тут просто каждый волен видеть свое: склонный к обобщениям человек узрит именно социальные процессы, а передо мной развернулась ужаснейшая трагедия отдельно взятого человеческого существа. Не думаю, что буду еще предпринимать героические попытки вопреки всему дочитать - поберегу не восстанавливающиеся нервные клетки. =)
    Ты про какую книгу говоришь - про Кафку? Всегда пожалуйста, конечно, но неужели ты думаешь, что если бы я прочитала ее, тебе также приобщиться к прекрасному уже не позволила бы? =)

    ОтветитьУдалить
  5. Про "Лолиту": Думаю, тебе небезразлична участь Клера Куильти! ;)
    Лично мне всегда было очень жалко Шарлотту, да.

    Про "Превращение": видимо, я не склонен к обобщениям, поэтому и интересно так сильно, какие же там социальные процессы. :) Ибо - это как раз именно что жуткая трагедия конкретного человека, причем главный ужас - в ее обыденности и чуть ли не повсеместности.

    Про книгу: Да, я про Кафку того.
    Нет, я думаю, что, ежели ты начала бы читать ее прямо в магазине, до покупки бы дело не дошло. :) Так что, вполне очевидно, что и мне бы она в руки не попала, да. ;)

    ОтветитьУдалить
  6. Насчет Куильти не угадал! ;) На самом деле, там есть повод пожалеть практически всех - ну вот за исключением, пожалуй, вышеупомянутого персонажа - просто кого-то больше, кого-то меньше...
    Ну, книга довольно увесистая, думаю, мне бы не позволили заночевать в магазине. =)))

    ОтветитьУдалить